Трагопан китайский

Китайский трагопан - Tragopan caboti - имеет светлый, охристого цвета низ, отграниченный черной полосой от желто-оранжевого горла и "лица"; по бокам шеи и на затылке красное оперение окаймлено черным. В настоящее время этот вид сохранился только в отдельных изолированных горных массивах на юго-востоке Китая. Эндемичные трагопаны, обнаруженные в горах северо-востока Гуанси-Чжуанского автономного района в 1979 г., были описаны Ц. Чэнем как особый подвид Т. с. guangxiensia. Гнезда китайские трагопаны устраивают на деревьях довольно высоко от земли. В полной кладке 3-6 яиц, которые самка насиживает 28 дней.

Места обитания этих птиц (леса на высоте 700-1600 м над ур. м.) серьезно пострадали от вырубки, к этому добавились неконтролируемая охота и отлов птиц, в результате чего обычный в прошлом вид оказался на грани исчезновения. С 1961 г. по инициативе Ф. Вайра в питомнике Фазаньего треста была подобрана группа китайских трагопанов, которые вскоре начали размножаться. В конце 70-х годов несколько пар трагопанов были переданы из питомника для разведения в США и Бельгии. Таким образом, хотя и медленно, но резерв для реинтродукции китайских трагопанов накапливается.

Формально этот трагопан в Китае находится теперь под охраной, но ликвидировать браконьерство трудно, а Гонконг для контрабандистов остается перевалочным пунктом. Несмотря на то, что китайский трагопан, как и трагопан Блита, включен с 1973 г. в Приложение I СИТЕС, в Гонконг из Китая продолжают поступать эти редкие птицы.

В горах южной части Центральной Азии обитают моналы, или лофофоры - крупные, несколько больше улаpa, птицы, самцы которых имеют яркую блестящую раскраску, а самки тусклое, коричневатое с мелкими пестринами оперение. Из трех видов этого рода китайский монал находится под угрозой исчезновения, а остальные нуждаются в специальных мерах охраны. Все они включены в Приложение I СИТЕС.