Отряд ·Ложноскорпионы - Pseudoscorpiones

Отряд Ложноскорпионы - Pseudoscorpiones

Отряд Ложноскорпионы - Pseudoscorpiones - мелкие паукообразные, обычно не превышающие 2—3 мм в длину, в редких случаях до 7 мм. Они довольно широко распространены в природе, но малозаметны, так как живут скрыто, в мхах, почвенном гумусе, под камнями, под отставшей корой, в норах и гнездах позвоночных животных, в пещерах. Есть среди них и обитатели человеческого жилища. Ложноскорпионы получили свое название благодаря тому, что у них педипальпы, как у скорпионов, снабжены клешнями и служат для схватывания добычи. В остальном они заметно отличаются от скорпионов, хотя по ряду признаков так же примитивны.

Ложноскорпионы в большинстве медлительны, но есть виды и весьма проворные. При движении ложноскорпион держит педипальпы на весу перед собой, изогнув их клешнями внутрь, и поводит ими из стороны в сторону. Будучи потревожен, он убегает, причем может двигаться боком наподобие краба или поспешно пятиться. Дышат ложноскорпионы с помощью трахей.

Оплодотворение происходит без копуляции, с помощью сперматофора, который самец, оставляет на субстрате, совершая при этом характерный брачный танец перед пассивной самкой. Во время танца он приближается к самке и, прикасаясь брюшком к субстрату, выделяет каплю вязкой жидкости, вытягивая ее в стержень, на конце которого помещается мешочек со спермиями. Затем самка подходит к сперматофору, располагается над ним и вводит рожки сперматофора в отверстия семеприемников. В это время особи сцепляются педипальпами, самец сильно трясет самку и сперма изливается через рожки в семеприемлик. Яйца созревают примерно через месяц после этого.

Число яиц варьирует: их бывает обычно 2—3 десятка, у некоторых видов более 50, у других всего 2—3. Личинка линяет дважды, после чего покидает мать, выходит из гнезда, в котором находится самка в период размножения, и начинает активно добывать пищу. Далее следуют еще 3 линьки и превращение во  взрослую особь. При каждой линьке ложноскорпион строит гнездо, в котором около недели находится в состоянии покоя.

Ложноскорпионы — хищники, объекты питания разнообразны и малы: низшие бескрылые насекомые, особенно ногохвостки, мелкие жуки, двукрылые и их личинки, молодь пауков, почвенные клещи, нематоды и др. Жертва схватывается клешнями педипальп, а затем клешнями хелицер, так что педипальпы тотчас освобождаются.

Ложноскорпионы распространены во всех частях света. Их описано около 1500 видов, которые группируются примерно в 220 родов и 20 семейств. Наиболее обильны и разнообразны они в тропиках.

Семейство ·Хелиферидовые ·ложноскорпионы - Cheliferidae