Отряд ·Сольпуги - Solfiguae

Отряд Сольпуги - Solfiguae

Отряд Сольпуги - Solfiguae - крупные членистоногие. Имеют наиболее расчлененную головогрудь среди всех паукообразных – 3 последних сегмента не слившиеся (самый последний из них сильно редуцирован). Хелицеры мощные, клешневидные. Педипальпы сходны с ходильными ногами, выполняют двигательную и сенсорную функции. Представитель: Galeodes araneoides – Фаланга.

Сольпуги, которых называют также фалангами, очень своеобразны: в строении и образе жизни сольпуг примитивные черты сочетаются с признаками высокого развития. Наряду с примитивным типом расчленения тела и строения конечностей они имеют наиболее развитую среди арахнид трахейную систему.

Будучи в большинстве ночными хищниками, сольпуги распространены в сухих и жарких странах, очень подвижны, и есть виды, активные в дневные часы. Сольпуги — крупные формы, 50—70 мм, длиной, лишь немногие виды не превышают 10—15 мм. Окраска буро-желтая, песчано-желтая, белесоватая, реже пестрая или темная.

При встрече с врагом сольпуга принимает угрожающую позу передний отдел тела поднят, хелицеры с раскрытыми клешнями направлены вперед. При этом некоторые виды издают пронзительные звуки, писк или стрекотание трением хелицер друг о друга. Сольпуги в большинстве активны ночью. Днем они прячутся в различных укрытиях, под камнями, в норах грызунов и других животных, или сами роют норы с помощью хелицер, отбрасывая землю ногами. Некоторые используют одну и ту же нору длительное время, другие каждую ночь устраивают новое логово. Ночные виды привлекаются различными источниками света. В жарких пустынных районах сольпуги нередко приходят на свет костра, скопляются под фонарями, проникают в освещенные жилые помещения.

Но есть среди сольпуг и дневные, явно солнцелюбивые формы. В Испании сольпуги даже получили местное название «солнечных пауков». У нас к дневным видам принадлежит среднеазиатская сольпуга солнцелюбивая (Рагаgaleodes heliophilus). Эта небольшая белесовато-золотистая сольпуга бегает днем по степи.

Сольпуги чрезвычайно прожорливы и поедают самых различных животных, с которыми только могут справиться, главным образом насекомых, а также многоножек, пауков, мокриц и др. Они вылавливают термитов, прогрызая стенки их построек; некоторые виды известны в Калифорнии как опустошители ульев. Крупные сольпуги нападают на небольших ящериц, птенцов мелких птиц, детенышей грызунов. В схватках со скорпионами при равных размерах противников обычно побеждает сольпуга. Добыча молниеносно схватывается, крепко удерживается, разрывается и разминается хелицерами.

Некоторые крупные сольпуги с мощными хелицерами могут поранить кожу человека до крови. Остающиеся на хелицерах частички пищи и развивающиеся на них гнилостные микроорганизмы могут при этом попасть в ранку и вызвать воспаление. Но большинство видов сольпуг, по-видимому, вообще неспособно прокусить кожу человека.

Спаривание происходит обычно ночью. Самец отыскивает самку по запаху. При удалении педипальп, на которых имеются обонятельные органы, самец перестает привлекаться самкой. При спаривании самец очень активен, самка, напротив, впадает в неподвижное состояние, причем самец иногда перетаскивает ее с места на место. Оплодотворение сперматофорное. Самец выпускает на поверхность почвы клейкий сперматофор, в котором заключены спермин, подхватывает его хелицерами и переносит в половое отверстие самки.

Всего известно до 600 видов, распределяющихся примерно в 30 родов и 10 семейств (число родов очень различно у разных авторов). Преобладают они в Старом Свете, где насчитывается 8 семейств и около 500 видов. В Южной и Северной Америке встречаются представители двух семейств — Eremobatidae и Ammotrechidae, свойственных только Новому Свету. В Старом Свехе сольпуги распространены почти по всей Африке (исключая Мадагаскар, где они не найдены), в странах Передней, Центральной и Южной Азии, но в юго-восточной части Азии их почти нет. Нет их в Австралии и на островах Тихого океана. В Палеарктике по числу видов преобладают семейства Galeodidae, Rhagodidae, Karschiidae и Daesidae.

Семейство ·Керомидовые ·сольпуги - Ceromidae