Тип ·Полухордовые - Hemichordata, Класс ·Кишечнодышащие - Enteropneusta

Тип Полухордовые - Hemichordata, Класс Кишечнодышащие - Enteropneusta

Тип Полухордовые - Hemichordata - морские донные беспозвоночные из группы вторичноротых. Научное название происходит от греч. ἡμι- — половина и χορδή — струна.

Мягкотелые червеобразные животные. Первоначально полухордовые считались подтипом или близкими родичами хордовых, с которыми их объединяет наличие хордоподобного органа (стомохорда), жаберных щелей и спинного нервного ствола. Однако, в отличие от хордовых, тело полухордовых чётко делится на 3 отдела: хоботок (кишечнодышащие) или головной щит (перистожаберные), воротник и туловище.

Стомохорд в передней части тела представляет собой вырост кишечника, поддерживающий хоботок. Помимо спинного, у полухордовых имеется также брюшной нервный тяж. Кроме того, они отличаются от хордовых строением сердца, нервной системы и другими особенностями внутренней организации.

Сходство личинок полухордовых (торнарии) с личинками-бипиннариями иглокожих позволило считать полухордовых промежуточным звеном между иглокожими и хордовыми.

Выделяют два класса современных полухордовых, включающие около 100 видов.

Класс Кишечнодышащие - Enteropneusta - морские черви длиной от нескольких сантиметров до 2—2,5 м. Боковые стенки пищевода у кишечнодышащих пронизаны жаберными щелями (отсюда название), чьё число достигает 200. Ротовое отверстие расположено на брюшной стороне между хоботком и воротничком. Питание пассивное: пищевые частицы, попадая в пищевод с водой, склеиваются слизью в комочки, которые затем направляются ресничками в кишечник. Кишечник заканчивается анальным отверстием на заднем конце тела. Орган выделения — особый участок в стенке хоботка.

Дышат как всей поверхностью тела, так и с помощью глотки и жабер (кишечный тип дыхания). Кровеносная система незамкнута, состоит из брюшного и спинного сосудов, соединенными поперечными сосудами; «сердце» в виде пузырька. Нервная система состоит из спинного и брюшного стволов, соединенных одним—двумя окологлоточными нервными кольцами. На вершине хоботка располагаются светочувствительные клетки; покровы тела также содержат чувствительные клетки.

Раздельнополы, оплодотворение наружное; один вид способен к неполовому размножению путем поперечного деления тела. Протоки половых железы (свыше 30 пар) открываются по бокам тела. Личинка, торнария, напоминает бипиннарию иглокожих.

Кишечнодышащие — подвижные донные животные, ведущие строго одиночный образ жизни. Встречаются преимущественно на морских мелководьях, где роются хоботком в донных отложениях. Питаются разлагающимися остатками животных и растений. В России несколько видов (в Белом, Баренцевом, Беринговом, Охотском и Японском морях).

Типичный представитель класса — баланоглосс (Balanoglossus).

Семейство Harrimaniidae